Целостность личности как проблема ее бытия в обществе

Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Уайтхед А.Н.

В начале XXI века остро стоит проблема личности, как социальной компоненты современного общества. Казалось бы, XX век показал нам все ужасы социальных экспериментов, научил нас мирно сосуществовать в социуме, но проблема человека, его отношения к обществу так и осталась неразрешенной. Ни в дореволюционной России, ни в Советском Союзе не обратили должного внимания на человека, который продолжал оставаться «штифтиком» социальной системы: сначала – монархической, потом – партийно-номенклатурной, не имея ни собственной воли, ни личного мнения.

Во время распада СССР и образования суверенных государств на территории бывшего Союза, Россия объявила себя свободным и демократическим государством, в котором человек якобы есть самая наивысшая ценность. Но стал ли человек после десятилетних реформ, «шоковых терапий» и тому подобных экспериментов наивысшей ценностью, освободился ли он от роли «штифтика» в огромном механизме или нет?

90 - е годы «подарили» посткоммунистическому обществу множество мифических, но желанных либерально-демократических понятий и ценностей – свобода слова, свобода вероисповедания, плюрализм мнений и т.п. Страну просто накрыло волной западного образа жизни: в телевидение и радио, газеты, в речь, уклад жизни неиссякаемым потоком проникает «вестернизация». Следует отметить, что извне проникают самые разнообразные личностные ориентиры (в основном религиозного толка: восточные религии, тоталитарные секты, мистицизм, оккультизм, астрология и т.п.), также западные ценности, к сожалению, играют сейчас главенствующую роль.

Что же произошло с человеком? Как отреагировал он на эти перманентные, радикальные перемены в жизни?

Российское общество раскололось на три лагеря. Первый лагерь – это люди, которые не принимают нынешние реформы и делают все возможное, чтобы возвратиться к коммунистическому строю и ценностям. Во второй лагерь вошли те, которые быстро адаптировались к переменам, впитали западные ценности либерализма, как в экономике, так и в общественной жизни. Третий лагерь – подавляющая часть населения России – это люди «буферной зоны», индифферентного состояния, которое характеризуется смешением ценностей, как коммунистической, так и демократической России. это сообщество людей, но нашему мнению представляет огромный интерес для социально-философских исследований, потому что в нем таится и возможная ошибка, болезнь нашего общества и решение, выход из сложившейся ситуации.

В человеке этого типа произошла глубочайшая катастрофа, исходящая изнутри, но зависящая от внешних социально-экономических потрясений. Эта катастрофа привела к тому, что сейчас происходит процесс «потери» личности, утраты ею фундаментальных констант, благодаря которым личность может существовать. Постараемся охарактеризовать те из них, которые, по нашему мнению, весьма сильно пострадали в переходный период и от которых зависит здоровье современного общества.

Национальная идентичность. Люди третьей из выделенной нами групп не смогли твердо и окончательно идентифицировать себя по национальному признаку. Еще 10 лет назад мы жили в огромной многонациональной стране, где всех без исключения могли назвать «советским человеком». А что мы имеем сегодня? «Гражданин Российской Федерации» - кто это такой? У большинства людей еще не сложилось четкого представления о своей национальности. Чеченская война и локальные межнациональные конфликты в субъектах федерации служат тому доказательством. Скорее всего, для этого необходимо время, и десятилетний срок для процесса национальной идентификации слишком мал.

Правовая грамотность. На всем протяжении истории Российского общества, правовой аспект всегда был больным и вечно неразрешенным вопросом. Человек не знал до конца своих прав и обязанностей, не мог их реализовать в общественной жизни. В нынешнем состоянии, в условиях быстро изменяющихся общественно-политических процессов, человек должен быть информирован о своих правах и быть юридически грамотным. Эту роль – роль учителя – сейчас никто не хочет брать на себя – ни семья, ни школа, ни другие социальные институты. Выход из сложившейся проблемы лежит только через правовое образование с самого раннего возраста на протяжении всей жизни каждого человека.

Нравственность. Человек в нынешнем состоянии общества оказался перед большим нравственным выбором: в какой системе ценностей ему жить? Если раньше нравственность органически впитывалась (через религиозность – в дореволюционной России, через марксистко-ленинское учение о социализации личности – в СССР), то сейчас на человека ежедневно обрушивается огромная лавина нравственных систем, подчас диаметрально противоположных друг другу и противоборствующих между собой, претендующих на единоличное первенство. Все это не может не повлиять на нравственное состояние личности. Она, как губка, впитывает все ценности, без разбора, так как не в состоянии бороться с ними. Личность словно разрывается на части. А ведь единой системы нравственной ориентации общество еще не выработало и задача создания этой системы – одна из самых значимых.

Свобода. Если 15-20 лет назад о свободе мечтали, жаждали как глотка свежего воздуха, то теперь можно сказать, что человек в настоящее время оказался особенно несвободен. Более того, он находится под «игом» свободы. После распада социалистического лагеря и провозглашения всех свобод, русский человек не смог стать свободным как американец или француз, как того хотели реформаторы. Случилось так, что свобода стала роскошью для богатых и власть имущих, а для остальных людей – лишь тяжким бременем. Человек индифферентного лагеря попал в плен к свободе, он не смог сделать своего личного выбора, а передоверил его другому, но только не себе. Оказалось, что нынешний российский человек не готов к свободе, и это еще одна проблема для философии современного общества.

Духовность.В этом пласте личности образовался громадный вакуум, который сейчас заполняется квазидуховной пищей. Люди перестали читать, посещать музеи и театры. Это обстоятельство можно списать на неблагоприятные экономические условия страны, где на первом месте стоят материальные ценности. Но без духовности общество может огрубеть и погибнуть. Поэтому в настоящее время необходимо предпринять решительные меры для изменения нынешнего состояния, оздать все условия для поднятия уровня духовности через воспитание и образование. Иначе через несколько десятилетий или еще раньше нам придется пожинать горькие плоды собственной недальновидности и утилитаризма.

Все выше перечисленное можно вместить в одно понятие – идеологию, как инструмент для решения важнейших проблем и задач жизнедеятельности общества. Пока в нашей стране нет единой, скрепляющей идеологии, которая могла бы удовлетворить каждого в отдельности, и общество в целом. Существуют множество идеологем, которые не только не помогают личности выживать в трудных условиях, но и наоборот «разворовывают» ее. Сейчас перед обществом и государством остро стоит проблема спасения личности, ее целостности и всесторонней развитости. Задача нашего времени – собрать воедино, воссоздать целую личность из тысячи ее расколовшихся, роль социальной философии в этом весьма значительна.

Назад

Хостинг от uCoz